К 2022 году книга «Рекорды Империи» выдержала уже 3 переиздания и стала доступной тысячам читателей. Книга вызвала живой интерес. Появилось множество положительных отзывов, которые показывают, что этот материал нужен и востребован. Но прозвучала и «критика». Имеет смысл прокомментировать её качество.
Дело в том, что существуют мифы о том, что история успеха нашей страны началась только после революции. До этого, якобы, было лишь темное царство разрухи. В своё время такие мифы создавались с целью оправдания революции. По инерции, они продолжают существовать и теперь. Сторонники таких мифов не хотят даже слышать о достижениях нашей страны в дореволюционный период. И никакие аргументы для них неубедительны. Неудобные для себя факты они предпочитают просто не замечать, или усматривают в них какой-то подвох. Вместо того чтобы трезво проанализировать ситуацию с опорой на новые данные, они сразу же бросаются осуждать. С таких позиций и появляется критика — эмоциональная, но неконструктивная. Разберём ее по направлениям.

Направление № 1. О железных дорогах и вторых путях. В книге приводятся сведения о том, что в годы правления Николая II протяженность ж/д общего пользования возрастает более чем в 2 раза – с 34,7 до 81,2 тыс. км. Прирост – 65,6 тыс. км., что превышает протяженность планеты по экватору и является абсолютным рекордом за всю историю России. В сравнении с соседними периодами этот результат выглядит следующим образом:

Прирост протяженности железных дорог общего пользования за сопоставимые периоды

• С 1871 по 1894 год (23 года) – 20,6 тыс. км. *
• С 1894 по 1917 год (23 года) – 46,5 тыс. км.
• С 1917 по 1940 год (23 года) – 24,9 тыс. км.
• С 1940 по 1970 год (30 лет) – 29,1 тыс. км.
* За весь период до 1871 года построено 14,1 тыс. км. ж/д.

Перед нами одно из ярких достижений эпохи Николая II. И оно играет принципиальную роль для развития всей отечественной экономики (как непосредственно в тот момент, так и в перспективе). Железные дороги – фундамент индустриализации. Без них невозможно снабжение предприятий топливом и сырьем. Достижение значимое и в тоже время очевидное. Приведённые цифры снабжаются в книге ссылками на источники, чтобы каждый мог их проверить. Но как могут принять эту информацию любители оправдывать революцию? Они начинают возмущаться и приводить сомнительные аргументы.
Один из них. Якобы железные дороги в Империи были одноколейные и строить их просто. В СССР они все стали многоколейными, а это уже совершенно другой масштаб работы. Таким образом в Империи никакого рекорда якобы и не было.
Реальность. При Николае II были установлены рекорды не только по приросту протяженности железных дорог в целом, но и по приросту железных дорог со вторыми путями. Эти данные приводятся в книге! Но, как выясняется, различные любители «покритиковать» даже не читали внимательно объект своей критики – увидели несколько цифр и тезисов, и бросились возмущаться, не вникая в суть. Они думают, что «блещут» своими «познаниями», начитавшись лишь пропагандистских статей. А между тем реальные данные о приросте дорог со вторыми путями очень колоритные и свидетельствуют вовсе не в пользу революции. Они заслуживают пристального внимания.

Прирост протяженности железных дорог со вторыми путями за сопоставимые периоды

• С 1872 по 1894 год (22 года) – 6,1 тыс. км. *
• С 1894 по 1917 год (23 года) – 13,9 тыс. км.
• С 1917 по 1940 год (23 года) – 7,4 тыс. км.
• С 1940 по 1970 год (30 лет) – 10,1 тыс. км.
* За весь период до 1872 года построено 1,7 тыс. км. ж/д. со вторыми путями.

Как видим, и в Империи, и в СССР прирост дорог со вторыми путями идёт медленнее, чем прирост ж/д в целом. Во все указанные периоды строятся в основном одноколейные дороги (в первую очередь в интересах промышленности). Но показатели Империи выше и по одноколейным, и по двухколейным дорогам. Рекорды Империи фиксируются также и по производству локомотивов, вагонов, а также по общему весу произведённых рельсов в сопоставимые периоды. Все цифры сопровождаются историческими источниками (целый ряд из них вводится в научный оборот впервые). Но, чтобы это увидеть, надо как минимум открыть и внимательно прочитать книгу. Наиболее подробно они опубликованы в 3-м издании книги «Рекорды Империи» (2021 год). Ситуация там показывается максимально подробно, насколько возможно, чтобы впредь уже не осталось никаких вопросов.

Направление № 2. О сравнении показателей СССР с 1916-м годом. В книге «Рекорды Империи» приводится ряд сравнений индустриализации в Российской Империи и в довоенный советский период. Чтобы оценить масштаб довоенной советской индустриализации, показатели 1940 года сравниваются с 1916-м годом.
Иногда приходится слышать: разве революция случилась в 1916-м году, а не в 1917-м? Почему идёт сравнение с 1916-м, а не с 1917-м годом? Приходилось даже слушать: «автор даже не знает когда была революция». Но ответ предельно прост: именно 1916-й год является последним полным годом существования Империи. Именно по итогам 1916-го фиксируются годовые экономические показатели, которых достигла Империя на вершине своего развития. Поэтому, там, где это возможно, лучше опираться именно на данные 1916-го года. К сожалению, это возможно не всегда. Многие документы за этот год не сохранились, или ещё не введены в научный оборот (затерялись в архивах). В таком случае приходится использовать то, что есть – за другие ближайшие даты. Но это – скорее вынужденная мера. В приоритете должен быть именно 1916-й год. Именно он и используется в наибольшем количестве графиков и таблиц книги (хотя в отдельны местах, за неимением других данных, содержатся сравнения даже с 1914-м годом, но – в порядке исключения)
Характерно, что почти во всех официальных советских статистических сборниках СССР сравнивался вообще с 1913-м годом. И это никого не смущало! И никто не задавал вопросов: разве СССР возник в 1913-м году? Неужели советское правительство даже не знает когда случилась революция?
Вроде бы очевидно – книга «Рекорды Империи» показывает картину ещё более объективно, чем упомянутые сборники. Но, видимо, не для всех. Всё равно находятся те, кто просто не желают видеть очевидного.

Направление № 3. «Логарифмические графики». Некоторые графики в книге «Рекорды Империи» сделаны с использованием логарифмической шкалы. Эта шкала позволяет рассмотреть на длительном историческом периоде процессы, которые развиваются в прогрессии. Логарифмическая шкала позволяет сгладить разницу в масштабах процесса на различных стадиях, перемещая акцент на его характер и скорость. Выглядят эти графики так:

Добыча угля в РИ / СССР / РФ в 1887-2015 годах (тыс. тонн).

Что показывает конкретно этот график? С одной стороны, он подтверждает, что добыча угля (в тот момент главного промышленного топлива) развивались как в Империи, так и в СССР. Видны на нем и итоги, достигнутые в годы Сталинской индустриализации. Отмечается значительный рост. Но в чем главный вывод? В том, что прогрессивное развитие шло и до революции. А ведь оно забыто!

Революция вовсе не дала промышленности позитивного импульса. Становится очевидно, что она была не нужна ни с какой точки зрения. Страна вполне могла развиваться и без неё. Развитие это шло с завидной стабильностью. Многие годы удерживались одни и те же темпы роста. Понятно, что такая картина не может восприниматься спокойно теми людьми, кто старается оправдать революцию. Отсюда возникает самые отчаянные попытки критики.
Приходится слышать – приводите физический рост только в абсолютных показателях. Но с этим нельзя согласиться. Существуют процессы, которые развиваются линейно, а существуют – прогрессивные. В случае отражения прогрессивного процесса на обычном линейном графике, анализ длительного исторического периода просто не удастся. Начальный этап процесса будет на таком графике просто незаметен, а следовательно, нельзя будет проанализировать его скорость и степень постоянства. Поэтому отказываться от логарифмических графиков при анализе глобальных экономических процессов конечно же нельзя.

Мне приходилось видеть обвинения, что я придумал какой-то свой собственный метод, неизвестно зачем и для чего. Но всё это полная глупость. Логарифмические графики сплошь и рядом встречаются в экономической литературе. Просто любители покритиковать по всей видимости её не читали. При этом основная часть графиков в книге «Рекорды Империи» — обычные линейные. Логарифмические графики использованы лишь в отдельны местах, где это уместно (для анализа длительных глобальных процессов, которые развиваются в прогрессии).

Приведем пример. Железные дороги. В книге показан прирост протяженности железных дорог (впрочем, мы его уже касались – очень колоритная статистика). Этот показатель иллюстрируется обыкновенным линейным графиком. Также отражается и масштаб производства рельсов, локомотивов, вагонов. Между тем, все эти факторы вместе взятые приводят к резкому росту грузооборота. Этот процесс развивается в прогрессии со стабильно высокими темпами (кстати, также с более высокими темпами, чем после революции). Для отображения этой прогрессии лучше всего подходит логарифмическая шкала. Или тот же уголь. Его добыча в Российской Империи была напрямую связана с пропускной способностью железных дорог (основным грузом ж/д транспорта был именно каменный уголь). Сами по себе запасы ископаемого угля были огромны, но освоение сдерживалось доставкой. По мере прогрессивного развития ж/д, в прогрессии росла и добыча угля. И, конечно же, здесь также уместен график с логарифмической шкалой. Это позволяет взглянуть на процесс объёмно и наглядно. Но сторонники «социалистической революции» продолжают бессмысленно огрызаться. То приводя какие-то сомнительные авторские индексы промышленного производства, то говорят – графики какие-то не такие.

Стоит особенно подчеркнуть: никто не отрицает самого факта роста промышленности в советское время. Никто не отрицает и того факта, что рост этот был значительным. Это отрицать было бы очень странно. Но при всём при этом, отчётливо понятно, что революция не приводит к повышению темпов развития. Утверждения советской пропаганды о том, что до революции была одна разруха, а потом – всё расцвело и рвануло вверх, являются полнейшей ложью. Эту ложь необходимо обличить.

По всей видимости, экономика – главная болевая точка ненавистников Империи. В других сферах, они ещё готовы что-то принимать, но здесь – ни при каких обстоятельствах. И не удивительно – ведь советская индустриализация в своё время была возведена в культ. Допустить существование Императорской индустриализации им тяжело. Но в исторической перспективе их позиция не имеет шанса на успех. Правда становится всё более доступной. Становится понятно, что наша страна была успешной в самые разные периоды своей истории. И дело здесь не в «героических» революционерах (они как раз мешали). Дело в Великой России.